четверг, 26 февраля 2009 г.

ПЕЧАЛЬНЫЙ И ЯРОСТНЫЙ ГЕНИЙ

из френдленты
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1679865.html

Александр Александрович Алексеев родился в 1901 году в Казани. Детские годы провел в Константинополе, где его отец работал военным атташе. После гибели отца при невыясненных обстоятельствах семья Алексеевых в 1905 году вернулась в Россию, и жила в Петербурге. Там же в 1912 году Александр поступил в кадетский корпус. После октябрьского переворота уехал в Уфу, где некоторое время занимался в художественной школе Давида Бурлюка. После наступления красных бежал из Уфы во Владивосток, а затем в январе 1920 года через Японию, Китай, Индию и Египет перебрался в Англию. В итоге оказался в центре послереволюционной русской культуры - в Париже.

Не буду утомлять вас многочисленными подробностями его художественной карьеры, скажу лишь, что в двадцатые Алексеев весьма плодотворно занимался книжными иллюстрациями, на како вом поприще достиг больших успехов и всеобщего признания. Но в какой-то момент художнику остро захотелось чего-то нового. "Я думаю, что искусство только тогда является искусством, когда оно содержит в себе открытие. Иначе художник становится ремесленником, когда он наперед знает, что будет делать. Что касается меня, то я ушел в анимацию из книжной гравюры потому, что в возрасте тридцати лет почувствовал, что все больше становлюсь ремесленником, знающим, что он будет делать, уже имеющим репертуар своих ²трюков⌡, своих концепций книжной иллюстрации или гравюры. Тогда как о кино я не знал ничего" - сказал Алексеев в одном из интервью на склоне лет.

Не знаю, как именно изобрел он свой "игольчатый экран" - увидел ли во сне, как Менделеев, говорят, увидел свою табл ицу, нашел ли на дне стакана, или где еще. Но результат был поистине феноменальный. Книжные гравюры Алексеева и раньше поражали всех удивительной игрой света и тени, а теперь они ожили и задвигались в странном танце под музыку Мусоргского. Дебютная работа Алексеева, созданная им в 1933 году, называлась "Ночь на Лысой горе", и это была яростная, чувственная фантасмагория. Все, кто когда-либо давал оценку творчеству художника и аниматора, говорили, что при кажущейся простоте его работы отличает какая-то невероятная энергетика, порождающая в зрителе настоящую бурю эмоций. "Александр Алексеев относится к такому разряду художников, которого всегда можно узнать, но подражать ему невозможно. У него - свой неповторимый взгляд. Его искусство, как искусство Веласкеса, Вермеера Дельфтского, окутано тайной, которая не подлежит разгадке. Вроде бы все просто, все четко, все ясно, нет никакой умышленной и натужной деформации, карикатурности. Но все - глубоко индивидуальны, все принадлеж ат только одному творческому лицу" - говорил Михаил Шемякин об Алексееве.

За свою почти полувековую карьеру аниматора Алексеев создал около двадцати фильмов, включая невероятный по своему эмоциональному воздействию анимационный пролог к гениальной картине Орсона Уэллса "Процесс". В 1952 и 1954 годах художник получил почетные дипломы за анимационные фильмы на Венецианском биеннале, стал членом Французской кинематографической академии, стоял у истоков международного анимационного фестиваля в Анси. Кроме того, он продолжал работать и в книжной графике - его иллюстрации к "Доктору Живаго" были созданы также в технике игольчатого экрана. Их высоко оценил сам Борис Пастернак, незадолого до своей смерти получивший из Парижа экземпляр книги, оформленной гравюрами Алексеева. Теперь уже анимация влияла на его творчество как художника - все искусствоведы отмечали, что эти иллюстрации очень кинематографичны: каждый рисунок, подобно кинокадру, как бы являлся динамическим п родолжением предыдущего.

Всю свою жизнь Алексеев работал рука об руку со своей женой, американской художницей Клэр Паркер. Когда она скончалась, художник не смог вынести утраты, и 9 августа 1982 года покончил с собой. Его учениками считают себя Юрий Норштейн, лауреат "Оскара" Александр Петров и еще огромное количество художников и аниматоров по всему миру. Говорят, что он десятки лет назад предвосхитил появление трехмерной компьютерной анимации. Мне лично такая точка зрения кажется спорной, но заслуг Алексеева это ни на секунду не умаляет.

Краткий поиск в инете показал, что видео с мультами Алексеева в сети почти нет. Посему, штобы не быть голословным, я сам залил на Ютюп один из мультфильмов Алексеева из своего личного архива. Теперь у вас есть уникальная возможность увидеть его гениальный дебют - "Ночь на Лысой горе" 1933 года.



Также на Ютюбе можно посмотреть хрестоматийный "Нос", снятый Алексеевым по Гоголю в 1963 год у, и "Народные песни" 1944 года.
http://www.youtube.com/results?search_query=Alexandre+Alexeieff


Почти в тему
Спектакль "Берег утопии" получил премию Союза театральных деятелей

Комментариев нет: